ММВБ 3 638 0,0%  Nasdaq 13 430 2,3%  Биткойн 50 005 0,1%  USD/RUB 74,0160 0,0%
Dow 34 382 1,1%  FTSE100 7 044 1,2%  Золото 1 843 0,9%  EUR/USD 1,2146 0,0%

22.10.2019 22:19:51
10/22/2019 10:19:51 PM UTC+0300

Модификация ДНК вирусов может стать угрозой для человечества - футуролог

Опыты по модификации ДНК опасных вирусов и микробов могут стать одной из главных угроз для выживания человечества в ближайшем будущем, если такие патогены вырвутся на волю или попадут в руки к экстремистам. Об этом сообщил ТАСС футуролог и профессор Оксфордского университета Ник Бостром на Международном форуме «Открытые инновации» в «Сколково».

«Несколько лет назад один генетик из Нидерландов начал работать над созданием новой версии птичьего гриппа, способной передаваться между людьми. Я лично не понимаю, зачем это нужно, создание этого вируса не приблизило нас к появлению вакцины и не помогло подготовиться к новым эпидемиям птичьего гриппа, однако побег данного штамма из лаборатории или атака террористов привели бы к катастрофическим последствиям. Это, конечно же, однозначно негативный пример геномной инженерии», - сказал Бостром.

Речь идет об неоднозначных экспериментах, которые планировали провести нидерландский молекулярный биолог Рон Фуше (Ron Fouchier) и его японский коллега Йосихиро Каваока (Yoshihiro Kawaoka) в 2012 году. Их планы вызвали бурю протестов среди политиков, специалистов по биоэтике и многих других ученых, что в конечном итоге привело к приятию первого моратория на проведение подобных генетических исследований в США и Европе.

Британский футуролог и его коллеги уже много лет изучают возможные пути развития научно-технического прогресса, концентрируя свои поиски на феноменах, которые они называют «черными шарами» по аналогии с пиратской «черной меткой» или неудачной ставкой в лотерее. В понимании Бострома, «черный шар» представляет собой такую технологию, открытие которой почти гарантированно приведет к уничтожению человечества и цивилизации.

Их три главные черты - непредсказуемый характер, простота использования и легкодоступность, что отличает их от ядерного оружия и других средств массового уничтожения, для создания которых нужно время и непомерно большие ресурсы.

В частности, примером «черного шара» могло бы стать создание своеобразной «микроволновки», способной порождать ядерные или термоядерные реакции в обыденных предметах. Подобные новации, по мнению Бострома, быстро привели бы к уничтожению всех крупных городов по случайности или в результате того, что этими «микроволновками» воспользуются политические или религиозные экстремисты.

Риски и прогресс

Весной этого года запрет на модификацию РНК вируса гриппа с целью улучшения его способности заражать млекопитающих был снят в США под давлением другой группы биологов, что еще раз вызвало массу споров и протестов. Сам факт существования подобных дискуссий, как считает Бостром, говорит о том, что морально-этическая однозначность в экспериментах такого рода отсутствует по определению.

По его мнению, и ученые, и политики, и философы понимают, что отказ от этих исследований может теоретически привести к тому, что отдельная страна или вся цивилизация в целом проиграет в конкурентной борьбе или в «эволюционной гонке».

«Конечно, некоторые страны могут запретить подобные эксперименты и обезопасить себя в краткосрочной перспективе, однако это будет означать, что они обрекут себя на отставание в долгосрочных масштабах, добровольно отказавшись от новой возможности по совершенствованию самих себя. Это и порождает массу споров вокруг этики и допустимости модификации ДНК эмбрионов», - отметил Бостром.

Соорганизаторы форума «Открытые инновации» - Министерство экономического развития РФ, правительство Москвы, фонд «Сколково», Российская венчурная компания, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд содействия инновациям, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». ТАСС является генеральным информационным партнером VIII Международного форума «Открытые инновации».

Информационное агентство России ТАСС