У правительства РФ закончились наличные
Очередной неприятный сюрприз преподнесли нефтегазовые доходы. Поток нефтерублей оскудел на 4% по сравнению с февралем, несмотря на то, что средняя цена Urals за месяц выросла на 20% - до 36,53 доллара за баррель.
Приток нефтегазовых доходов отстает примерно на месяц от графика, который сверстал Минфин: за квартал государство получило лишь 16,4% годового плана (против необходимых 24%).
Ненефтегазовые доходы выросли на 40% в месячном выражении - до 761,98 млрд рублей. Впрочем, это объясняется сезонностью: мартовский налоговый транш со стороны не вовлеченных в экспорт сырья отраслей традиционно - самый крупный в году.
При суммарных доходах в 1,066 трлн рублей государство потратило 1,68 трлн рублей, показав дефицит бюджета в 614 млрд рублей - на 23% больше, чем в феврале. Иными словами, каждый третий потраченный рубль не был обеспечен налоговой выручкой.
Для того чтобы закрыть дыру, Минфину пришлось практически полностью потратить накопленный запас наличности. К концу квартала остатки на счетах правительства в Банке России опустились до уровня, совпадающего с рублевой оценкой Резервного фонда и ФНБ - 8,6 трлн рублей.
Это означает, что в апреле после трехмесячного перерыва Минфин и ЦБ будут вынуждены снова запустить станок для манипуляций с Резервным фондом.
Следуя практике, принятой на вооружение в прошлом году, Минфин будет продавать центробанку валюту из фонда за рубли, которые ЦБ будет печатать специально для этих операций.
Траты накопленной в фонде валюты при этом не произойдет - она останется в собственности государства и по-прежнему будет учитываться в составе международных резервов РФ.
В прошлом году, напомним, ЦБ напечатал для бюджета 2,2 трлн рублей. В текущем году запланирована эмиссия 2,4 трлн рублей.
Впрочем, не исключено, что печатать придется больше. Как заявил в конце марта экс-глава Минфина Алексей Курдин, при нефти по 30-32 доллара дыра в бюджете может достигать 5,5% ВВП или 4,2 трлн рублей.